(О том, как мы должны переносить постигающия нас бeды, напасти и скорби?).
Нынe праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ап. Петр (Кифа, Симон) — рыбарь из Вифсаиды, брат ап. Андрея, призван к апостольству Самим Иисусом Христом. По вознесении Господнем, он первый из апостолов начал проповeдывать в Иерусалимe воскресшаго Господа, много прострадал за это от иудеев и даже потерпeл темничное заключение, откуда был чудесно спасен ангелом. Потом проповeдывал евангелие в Самарии, Сирии, Понтe, Галатии, Вифинии, Асии и Египтe. Он был апостолом преимущественно иудеев. Подвиг благовeстия окончил в Римe, гдe в Нероново гонение был распят на крестe, вниз головою, около 67 г., так как в образe страданий он не хотeл уподобиться своему Божественному Учителю.
Ап. Павел, именовавшийся прежде Савлом, родился в городe Тарсe киликийском, воспитывался в Иерусалимe под руководством знаменитаго учителя Гамалиила и был ревнителем отеческих преданий по учению фарисеев. Чудесно обращенный Самим Иисусом Христом, на пути в Дамаск, он принял св. крещение в Дамаскe и из гонителя вeры Христовой сдeлался самым ревностным ея проповeдником. Он больше всeх апостолов потрудился в устроении церкви Христовой и насаждении вeры между язычниками, причем перенес многочисленныя страдания и гонения как от иудеев, так и язычников. Он основал церкви в Малой Азии, Греции и Римe. Скончался в Римe, быв усeчен мечем, в один год с ап. Петром. Важнeйшия события жизни и дeятельности верховных апостолов описаны в книгe «Дeяний апостольских».
Святые апостолы Петр и Павел в земной жизни переносили безчисленное множество трудов, лишений, бeд и напастей. Так св. ап. Петр три раза был заключен в темницу (Дeян. 4, 3; 5, 18; 12, 4), подвергался поруганиям и побоям (Дeян. 5. 18 и 35) и наконец, как мы видeли, умер мученическою смертию в царствование Нерона: он был распят на крестe головою вниз. А св. ап. Павел был безмeрно в ранах, в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано было ему по сороку ударов без одного. Три раза били палками, и однажды побивали его камнями, три раза терпeл он кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубинe морской. Много раз был он в путешествиях, в опасностях на рeках, от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в опасностях в городe, в пустынe, на морe и между лжебратиями (2 Кор. 11, 23—27). Слова Ииуса Христа: в мирe скорбни будете (Иоан. 16, 33), сбылись над ним во всей точности. Но среди всeх бeд, напастей и скорбей св. ап. Петр и Павел утeшались и радовались.
А мы, братья христиане, как переносим постигающия нас скорби и напасти? Если случится с ними какая-либо скорбь, или несчастие, или бeда, то как мы тогда печалимся, сокрушаемся и унываем! Сколько ропота на Бога вырывается тогда из уст наших, сколько досады и зависти на людей тогда возникает в нашем сердцe? Нeт, не так мы должны переносить постигающия нас бeды, напасти и скорби.
Свв. отцы церкви учат нас иному перенесению скорбей.
Св. Ефрем Сирин говорит: «если желающие приобрeсти земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрeсти небесное богатство и наслаждаться вeчно пребывающими утeхами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дeло и всякую опасность и отваживаться на искушение. Ибо если не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем посeвать слез, то как, не плакав здeсь, станем пожинать там, т.е. на том свeтe. Если можно было бы получить царство без скорбей, без искушений, без терпeливаго подвига в прочих добродeтелях, то для чего Бог попускал святым терпeть столько опасностей, искушений и тeсноты, а не дозволил жить всeм в своеволии и роскоши? Посему не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорбь, а напротив того, станем болeе радоваться, что идем путем святых» (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 423, 441 и 444, по изд. 1859 г.).
А св. Иоанн Златоуст учит: «душа очищается, когда терпит скорби ради Бога. Скорбь искореняет высокомeрие, отсeкает всякое нерадeние, уготовляет к терпeнию, обнаруживает ничтожность дeл человeческих и в жизни вводит много любомудраго. Ей уступают всe страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокомeрие, гнeв и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души; она стирает с нея скверну, дeлает ее чистою, свeтлою и ясною. Скорбь вводит в царство, а безпечная жизнь в геенну. Итак, если ты ученик Христов, иди путем тeсным и скорбным: не ропщи и не унывай» (Иоан. Злат. толк. на 2-ое посл. к Коринф., стр. 320 и 321, по изд. 1851 г.).
Зная благодeтельное и благотворное значение бeд и скорбей в дeлe нашего спасения, люди богобоязненные даже тревожились, безпокоились, сокрушались, когда их долго не постигали какия-либо бeды и скорби.
Вот примeр тому один из многих. Разсказывал нeкто из отцов другому, что, бывши в Александрии, он пришел однажды в церковь помолиться и увидeл там женщину богобоязненную. Она была в черном одeянии и, молясь пред иконою Спасителя, плакала и со слезами повторяла: «оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, милостивый». Что это она так плачет? думал я. Видно, вдова она и от кого-нибудь терпит обиду. Поговорю с нею и успокою ее. Я сказал ей: «видно, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?» «Ах, нeт, отвeчала она и опять заплакала, нeт, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том-то я и плачу, что так как я забываю о Богe, то и Бог забыл меня посeщать; три уже года, как я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни чего у меня из дома не пропадало. Думаю, поэтому, что Бог за грeхи мои оставил меня, не посылает мнe никаких скорбей, и вот плачу пред Ним, чтобы Он помиловал меня по милости Своей». Вот как люди богобоязненные рассуждают, когда долго у них не бывает скорбей: им тогда думается, что Бог забыл их; скорби они считают за особенное к себe внимание от Бога, за особенную Его к себe милость. («Троицкий листок» № 119).
Итак, «христианин, скажем словами святаго Иоанна Златоуста, не скорби среди скорбей, помышляя, кому ты чрез них приобщаешься и как искушения очищают тебя и сколь много приносят тебe пользы». (Толков. на 2-е посл. к Коринф., стр. 10, изд. 1857 г). Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.», 1889 г., июнь).
Прот. Григорий Дьяченко
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года примeнительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповeдническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповeдническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — Второе пересмотрeнное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 488-490.