Дождались мы, братия, праздника св. славных и всехвальных и первоверховных Апостолов Петра и Павла. Достойно ублажаются они всею вселенною. Достойно: потому что за Христа Иисуса, Господа нашего и за спасение душ человеческих они отверглись себя и положили души свои, отверглись всех красот и сладостей мирских; своим учением просветили весь мир, омраченный идолослужением и страстями различными, и привели ко Христу множество душ, т. е. избавили от вечной погибели и ввели в Царство небесное, — да и мы все христиане всего мира нынешняго и прошедшаго времени обязаны им благовестием евангельским и спасительными правилами христианской жизни. Потому и мы достойно прославляем их. Кончина того и другаго Апостола была мученическая. Апостол Петр был распят на кресте вниз головою, а св. Ап. Павел усечен во главу мечем.
Что было причиною таких славных подвигов Апостолов, за которые их достойно ублажает вся вселенная? Что подвигло и подвизало их на такия славныя дела? Их живая вера и любовь ко Христу, вера, при которой они считали все земное за сор и помет и безконечно дорого ценили все небесное, безконечно высоко ценили каждое слово Господа Иисуса Христа, всякое слово Его крепко держали в сердце, всякую заповедь Его старались исполнить во всей силе; безконечно дорого ценили всякую душу человеческую и всякую душу человеческую всеусильно старались спасти от греха и вечной погибели; ибо в памяти своей и в сердце своем непрестанно держали слова Спасителя: прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Матѳ. 18, 11); их любовь ко Христу, при которой они готовы были идти за Него и в темницу и на смерть, — при которой они и всех людей любили так, как любил и любит их Христос, — которая внушала им за спасение душ человеческих пожертвовать всем в мире; отречься наслаждения всеми благами мира, подвергаться всевозможным огорчениям, опасностям, смерти. Вот что было причиною славных подвигов св. Апостолов, а в особенности — Петра и Павла! Поучимся у них такой вере и любви ко Христу.
Ныне слишком умножилось неверие и маловерие и совсем охладели ко Христу многия сердца. Весьма прискорбное явление! Нам-ли русским, православным ослабевать в вере, когда Начальник и Совершитель нашей веры Христос так славно прославился и всегда прославляется среди нас безчисленными чудесами — то в св. мощах, то в св. чудотворных иконах, то в животворящих Тайнах, то в различных силах, являемых Им на верующих в Него во всех концах нашего пространнаго отечества? Нам-ли не веровать во Христа Сына Божия, Спасителя мира, когда Он видимо спасал и спасает отечество наше и царя нашего православнаго от всех врагов и супостатов и еще так недавно явил крепкую руку Свою над возлюбленным помазанником Своим? Нам-ли, братия, не веровать во Христа, Когда Он и нас с вами многовратно спасал от бед, болезней, скорбей, особенно же — от грехов наших, — когда Он нас питает, одевает, просвещает, упокоевает, животворит? Нам-ли не веровать во Христа, когда мы сердцем своим чувствуем, что Он живет в нас, действует в нас, непрестанно спасает, животворит, укрепляет нас? Было бы сумасшествием, если бы кто сказал, что он не верует во Христа, как Сына Божия, безумием, нелепостию. У нас, в России, почти всякое место, всякий город, селение, обитель, храм, есть свидетельство силы Христовой, — всякий благочестивый христианин есть живой свидетель силы Христовой, в немощах совершающейся.
Нам-ли русским, христианам православным не любить Христа, когда вера Христова нас просветила, укрепила, возвысила, соделала счастливыми? Нам-ли не любить Господа Иисуса Христа, когда вера в Него, исполнение заповедей Его есть залог нашего процветания, благоденствия и силы? Залог прощения наших грехов, заступление и спасение в бедах, скорбях и напастях; залог воскресения нашего из мертвых и нашей жизни вечной? Кто утешит нас в скорбях и напастях без Христа? Кто простит грехи? Кто напитает плотию и кровию животворящею? Кто скажет: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28)? Кто скажет: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Иоан. 11, 25)? Так, не любить Христа, значит не любить себя, быть врагом себе, не любить живота вечнаго, блаженства нескончаемаго, словом, значит быть безумцем.
О, будем братия, тверды в вере и любви ко Христу до последняго нашего издыхания, да при посдеднем издыхании предадим дух свой в руце Его, Живота нашего безконечнаго. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Iоанна Ильича Сергиева. Том 3-й. — Издание первое. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1892. — С 69-72.