Иоанн Предтеча, проповедник покаяния, обличал царя Ирода за то, что он, убив своего брата Филиппа, взял себе его жену Иродиаду. Ирод заключил Иоанна в темницу. Иродиада, обличаемая пророком, жестоко ненавидела его и желала убить, но не могла, потому что Ирод боялся убить его, зная, что он муж праведный и святой, и что народ почитает его за пророка. Однажды Ирод, в день своего рожденья, давал пир вельможам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады и своею пляскою так угодила Ироду и гостям, что Ирод обещал дать ей, чего она ни попросит; он поклялся даже отдать ей половину своего царства. Девица пошла к матери и сказала: «чего просить?» Мать отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Девица вошла на пиршество и сказала: «хочу, чтобы ты дал мне, теперь же, голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но не хотел нарушить клятвы, и послал в темницу приказание отсечь голову Иоанну. Отсеченную голову принесли на блюде и отдали девице, а девица отнесла ее матери своей. Тело Иоанна похоронили ученики его, а главу Иродиада скрыла во дворце Ирода. Потом одна благочестивая женщина, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, взяла голову Иоанна и похоронила ее на горе Елеонской. Впоследствии глава Предтечи была несколько раз обретаема и опять скрывалась, как об этом повествуется в дни обретения главы Предтечи.
Скорбное событие воспоминает ныне св. церковь. Величайший из праведников умерщвляется ныне Иродом в угоду плясальщицы, по воле нечестивой женщины Иродиады. Скорбим со св. церковию и мы. Скорбь истиннаго христианина увеличивается еще более от мысли, что и в нынешнее время, и между именующими себя христианами, есть люди, подобные Ироду, Иродиаде и Саломии, есть и невинные страдальцы, подобные Иоанну.
а) Кто забывает Бога, совесть, все святое на свете, не внимает никакому доброму внушению, без меры предается грубым, чувственным наслаждениям, их поставляет целию всей своей жизни, тот подобен Ироду, который жил для плоти, для чувств, для греховных наслаждений.
Кто, поправши совесть, потерявши страх Божий, стыд пред людми, бросает жену законную, отнимает жену у другого и живет с нею открыто с спокойною совестию, отравляя таким образом чужую жизнь, губя себя, соблазняя других, унижая звание свое христианское, тот делает то же, что делал Ирод, незаконно живший с женою брата своего Филиппа, Иродиадою.
Кто, зная за собою те или другие недостатки, пороки, вместо того, чтобы раскаяваться в них, считать себя хуже всех, чернит людей достойных, высоких по жизни, пользующихся уважением в обществе, клевещет, вредит, — что таковой делает, как не подобное Ироду, который, будучи сам великий беззаконник, теснил и наконец умертвил величайшаго праведника Предтечу?
б) Когда жена бросает мужа для того, чтобы отдаться другому, когда мать в глазах детей ведет жизнь легкомысленную, разсеянную, и своим примером развращает и губит их, скажите, кто оне таковыя, как не единомысленницы Иродиаде, которая именно так и поступала?
в) Когда девица поставляет целию своей жизни быть предметом соблазна мужчин, когда она доходит до такого безстыдства, что совершенно теряет чувство скромности, целомудрия, стыдливости и чистоту девственную, когда она ожесточается сердцем настолько, что не хочет обращать внимания на внушение закона Божия и своей совести, кому все таковыя подражают как не Саломии, которая дошла до такого безстыдства, что безстыдно решилась плясать в обществе мужчин, настолько ожесточилась сердцем, что не испугалась просить крови великаго праведника? Да, и ныне есть подобныя Иродиаде и Саломии. Не допусти, Господи, разлиться злу, да утверждается напротив всюду царство Твое — царство истины, чистоты, святости и любви.
г) Но вот пред нами возстает еще образ, но уже образ высокий, святой — это Иоанн Креститель, невинный страдалец. Есть ли ему подражатели? Есть. Это все, подобно Иоанну, любящие правду, это все живущие по совести, по Божьему, суда Божия боящиеся более суда человеческаго, Богу угождающие более, чем людям. Не милы такие люди и в нынешнее время, как и всегда, ненавистны они людям, любящим ложь, коварство, человекоугодничество, действующим по духу времени, чуждым духа Христова. И много приходится терпеть от таких людей любителям правды за свое слово правды; она и ныне часто бывает в гонении, ее и ныне не любят, преследуют, теснят, могут и до смерти довести правдиваго человека.
Не здесь, возлюбленные мои братия и сестры, время и место торжества для правды. Она восторжествует в том веке, тогда наступит ея царство. А здесь, пока живем на земле, должны быть готовыми за правду, за добродетель претерпеть все, и не должны удивляться этому, потому что Сам Спаситель сказал: аще Мене изгнаша, и вас ижденут. И Он безгрешный пострадал и Своим примером и нам показал неизбежность скорбей и страданий от злых людей. Только не несчастными, а счастливыми и блаженными Он назвал подобных страдальцев и обещал им великую награду — царство небесное. Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царство небесное. Будем утешаться этою наградою и, не смотря на все преследования за правду, будем ее любить больше всего и не людям будем угождать, но Богу. (См. Душ. чт. за 1890 г., авг.).
III. Святый великий Иоанне Предтече! помоги нам своими молитвами быть подражателями тебе в любви к правде и быть готовыми претерпеть за правду всякую скорбь, а особенно помолись о том, чтобы в мире христианском не было тех пороков, которые были во врагах твоих, а чтобы процветала одна добродетель, любовь, чистота, целомудрие, которыя так любезны Богу. (Сост. по указ. ист. свящ. Г. Д—ко).
Прот. Григорий Дьяченко
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 211-212.