«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром»
(Лк. 2:29)
Когда воплощенному Сыну Божию, имже вся быша, пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим утотованы были некоторые избранные из человеков — встретить Его чудесное всеспасительное явление, и возвестить его миру, — и во первых Вифлеемские пастыри безсловесных стад, осведомленные о том от Ангелов небесных, засвидетельствовавших громко Божество и человечество рождшагося Христа; потом — исполненный Духа Святаго старец священный Симеон, которому было обещано от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Это сретение Симеоном и празднует ежегодно св. Православная Церковь, а встречную песнь его Спасителю мира повторяет ежедневно за вечерним Богослужением. Ее вы все знаете, — она начинается словами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое.
Праведный старец благословил Богомладенца и Матерь Его, и сказал Ей: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления (Лук. 2, 34-35). Вот какое событие ежегодно воспоминает и празднует Церковь святая в назидание и спасение наше.
Чему учит нас праздник Сретения Господня? — Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих (Псал. 144, 13). Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змия человекоубийцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самаго скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. — Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, — таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древняго змия, обольщающаго всю вселенную (Апок. 12, 9).
Во вторых праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет на встречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон, — потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Матѳ. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякаго беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
Господь подался и почил на руках праведнаго Симеона, а на руки грешнаго человека Он не подался бы и не возмог бы на них носиться; ибо какое общение правды с беззаконием, света со тьмою, — Христа с велиаром (2 Кор. 6, 15)? Так и ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.
Торжественных сретений или встречь Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько, при жизни Христа на земле. Так Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами — златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешнаго Владыку твари, освятившаго для нас крещением Своим воды, — Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ Еврейский, при пении: благословен грядый во имя Господне (Матф. 21, 9). Встретил Сам Христос Бог св. жен мироносиц по Своем воскресении из мертвых: и се Иисус, срете их, глаголя: радуйтеся (Матф. 28, 9); встретил на пути двух учеников, шедших в Еммаус и шел с ними до селения. — Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце ея появляются в открытых царских дверях св. Тайны Тела и Крови Христовой, и хор поет: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Кроме того, бывают ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренния, тайныя сретения, т. е. встречи Господа в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает ее, отечески объемлет ее, примиряется с нею, вселяется в нее, особенно при искреннем причащении св. Христовых Тайн Тела и Крови Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные или невольные грехи, напр. в скверные, неверные, лукавые, хульные помыслы, или в гордость, самолюбие, неверие истине Евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит Его, как сталось это с богохульником графом Толстым и многочисленными последователями его, Толстого. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшаго Пресвятой Деве достопамятныя слова: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили; сбылось относительно падения их и востания некоторых из них, но не Толстого. — Но это прежде всего сказано о тогдашних книжниках, фарисеях и саддукеях, а затем и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для Толстого сделался камнем преткновения.
Далее, всякий раз бывает жалкая, несмысленная разлука наша с Богом при падении в разные грехи — блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания, пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия; корыстолюбия и сребролюбия, и в разные другие грехи; — и если человек умирает во грехах нераскаянно, — он навеки разлучается со Христом и сочетавается с диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, — и наследует одинаковую с ним участь — муку вечную.
Последнее сретение Господа будет во второе и страшное Его пришествие, когда Он приидет в страшной славе Своей и Отца небеснаго со всеми ангельскими силами: и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и когда возрыдают предь Ним все племена земныя (Апок. 1, 7).
Апостол Павел к Солунянам писал. «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4, 16-17).
Будем же встречать Господа здесь, на земле, доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и нескверными, пребывая во взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и во второе пришествие Его встретить в радости и водвориться на веки в царствии Его. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Источник: Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоиерея о. Iоанна Ильича Сергиева. Новыя слова, произнесенныя в 1902 году. — Издание первое, под редакцией автора. — Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1903. — С 8-15.